Парный t-критерий Стьюдента

Парный t-критерий Стьюдента – одна из модификаций метода Стьюдента, используемая для определения статистической значимости различий парных (повторных) измерений.

1. История разработки t-критерия

t-критерий был разработан Уильямом Госсетом для оценки качества пива в компании Гиннесс. В связи с обязательствами перед компанией по неразглашению коммерческой тайны, статья Госсета вышла в 1908 году в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student» (Студент).

2. Для чего используется парный t-критерий Стьюдента?

Парный t-критерий Стьюдента используется для сравнения двух зависимых (парных) выборок. Зависимыми являются измерения, выполненные у одних и тех же пациентов, но в разное время, например, артериальное давление у больных гипертонической болезнью до и после приема антигипертензивного препарата. Нулевая гипотеза гласит об отсутствии изменений показателя после приема препарата, альтернативная — о наличии изменений (увеличения или снижения показателя).

3. В каких случаях можно использовать парный t-критерий Стьюдента?

Основным условием является зависимость выборок, то есть сравниваемые значения должны быть получены при повторных измерениях одного параметра у одних и тех же пациентов.

Для применения парного t-критерия необходимо, чтобы значения разности измерений в связанных группах имели нормальное распределение. При несоблюдении этого условия для сравнения выборочных средних должны использоваться методы непараметрической статистики, такие как G-критерий знаков или Т-критерий Вилкоксона.

Парный t-критерий может использоваться только при сравнении двух выборок. Если необходимо сравнить три и более повторных измерений, следует использовать однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) для повторных измерений.

4. Как рассчитать парный t-критерий Стьюдента?

Парный t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

где Мd — средняя арифметическая разностей показателей, измеренных до и после, σd — среднее квадратическое отклонение разностей показателей, n — число исследуемых.

5. Как интерпретировать значение t-критерия Стьюдента?

Интерпретация полученного значения парного t-критерия Стьюдента не отличается от оценки t-критерия для несвязанных совокупностей. Прежде всего, необходимо найти число степеней свободы f по следующей формуле:f = n — 1

После этого определяем критическое значение t-критерия Стьюдента для требуемого уровня значимости (например, p<0,05) и при данном числе степеней свободы f по таблице.

Сравниваем критическое и рассчитанное значения критерия:

  • Если рассчитанное значение парного t-критерия Стьюдента равно или больше критического, найденного по таблице, делаем вывод о статистической значимости различий между сравниваемыми величинами.
  • Если значение рассчитанного парного t-критерия Стьюдента меньше табличного, значит различия сравниваемых величин статистически не значимы.

6. Пример расчета t-критерия Стьюдента

Для оценки эффективности нового гипогликемического средства были проведены измерения уровня глюкозы в крови пациентов, страдающих сахарным диабетом, до и после приема препарата. В результате были получены следующие данные:

N пациентаУровень глюкозы в крови, ммоль/л
до приема препаратапосле приема препарата
19.65.7
28.14.2
38.86.4
47.95.5
59.25.3
68.04.2
78.45.1
810.15.9
97.87.5
108.15.0

Решение:

1. Рассчитаем разность каждой пары значений (d):

N пациентаУровень глюкозы в крови, ммоль/лРазность значений (d)
до приема препаратапосле приема препарата
19.65.73.9
28.15.42.7
38.86.42.4
47.95.52.4
59.25.33.9
68.05.22.8
78.45.13.3
810.16.93.2
97.87.52.3
108.15.03.1

2. Найдем среднюю арифметическую разностей по формуле:

3. Найдем среднее квадратическое отклонение разностей от средней по формуле:

4. Рассчитаем парный t-критерий Стьюдента:

5. Сравним полученное значение t-критерия Стьюдента 8.6 с табличным значением, которое при числе степеней свободы f равном 10 — 1 = 9 и уровне значимости p=0.05 составляет 2.262. Так как полученное значение больше критического, делаем вывод о наличии статистически значимых различий содержания глюкозы в крови до и после приема нового препарата.

Таблица критических значений t-критерия Стьюдента

Число степеней свободы, fЗначение t-критерия Стьюдента при p=0.05
112.706
24.303
33.182
42.776
52.571
62.447
72.365
82.306
92.262
102.228
112.201
122.179
132.160
142.145
152.131
162.120
172.110
182.101
192.093
202.086
212.080
222.074
232.069
242.064
252.060
262.056
272.052
282.048
292.045
302.042
312.040
322.037
332.035
342.032
352.030
362.028
372.026
382.024
40-412.021
42-432.018
44-452.015
46-472.013
48-492.011
50-512.009
52-532.007
54-552.005
56-572.003
58-592.002
60-612.000
62-631.999
64-651.998
66-671.997
68-691.995
70-711.994
72-731.993
74-751.993
76-771.992
78-791.991
80-891.990
90-991.987
100-1191.984
120-1391.980
140-1591.977
160-1791.975
180-1991.973
2001.972
1.960

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

  • Новая версия StatTech — 3.0

    У нашей программы Статтех вышла новая версия! Обновление — долгожданное: до этого крайний раз обновлялись в июле. Обновление — объемное: появился такой обширный и важный функционал, который позволил нам присвоить этой версии новый номер — 3.0.